Новости

Интересное на заметку! О кризисе Смысла

О кризисе Смысла



             К классу феноменов к которым нельзя прийти напрямую, поскольку они представляют собой сопутствующий эффект, относятся счастье, здоровье, совесть. Если мы начнем заботиться о чистоте своей совести, мы как раз и лишимся чистоты — сама эта забота превратит нас в фарисеев. И если для человека главное попечение — здоровье, значит, он заболел. От такой заботы становятся ипохондриками. Правильно, когда человек стремится не к удовольствию и счастью как таковым, но к тому, что вызывает у него эти ощущения, к тому, что соответствует им по СМЫСЛУ. Это особенно очевидно от обратного — когда человек несчастен.
Допустим, тому, кто оплакивает смерть близкого, предлагают принять транквилизатор, чтобы облегчить его депрессию. Горюющий почти наверняка откажется искусственно заглушать скорбь и скажет, что это ничего не изменит, не вернет умершего к жизни, иными словами, повод чувствовать себя несчастным никуда не денется. Всякий человек (за исключением невротика) будет больше озабочен поводом своей депрессии, чем задачей устранить депрессию. Реалистически настроенный человек понимает, что нет смысла закрывать глаза на какое-то событие — это не сделает событие небывшим.

            Клиницисты отмечают, что пациенты все чаще приходят на терапию в связи с отсутствием ощущения Смысла в жизни (Ирвин Ялом). По мнению Ялома бессмысленность переплетена невовлеченностью: чем больше человек вовлечен в повседневный процесс жизни и выживания, тем реже возникает эта проблема. Бессмысленность редко рассматривается как самостоятельный клинический феномен – обычно ее считают проявлением какого-либо иного, первичного и более известного клинического синдрома (низкая самооценка, депрессия, кризис самоосознания или др.). Действительно, Фрейд когда-то сказал: "В тот момент, когда человек усомнился в смысле жизни, он болен".

            Франкл описывает синдром бессмысленности, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии и пустоты. Человек может быть настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит под сомнение большинство жизненных занятий. Некоторые жалуются на пустоту и смутное недовольство, наступающие в момент, когда сделаны все дела и он может отдохнуть. Свободное время заставляет человека осознать, что нет ничего, что он хочет делать.

             Две обычные поведенческие реакции на кризис смысла и ценностей – это конформизм (делать то, что делают другие) и подчинение тоталитарности (делать то, что хотят другие). Сальвадор Мадди добавляет к этому еще и крусадерство (сrusade – крестовый поход), нигилизм и вегетативность.
         - Крусадерство (также называемое "идеологическим авантюризмом") характеризуется сильной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой. Такие индивиды подобны профессиональным демонстрантам, хватающимся за любой повод "выйти на улицы", почти независимо от его содержания. Крусадерство, как описывает его Мадди, таким образом, представляет собой формирование реакции: погружение индивида в деятельность является компульсивной реакцией на глубокое ощущение бесцельности.

          - Нигилизм характеризуется активной, всепроникающей склонностью дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других. Энергия и поведение нигилиста порождены отчаянием, он ищет злобного удовольствия, присущего разрушению. Процитируем Мадди:
"Он проворно докажет, что любовь не альтруистична, а эгоистична, что филантропия является способом искупить вину, что дети скорее порочны, чем невинны, что лидеры скорее тщеславны и одержимы желанием власти, чем вдохновлены великим видением, что труд не продуктивен, а скорее являет собой тонкий покров цивилизации, скрывающий монстра в каждом из нас".

         - Вегетативная форма кризиса СМЫСЛА выражает крайнюю степень бесцельности. Человек глубоко погружается в переживание бесцельности и апатии – состояние, имеющее широкие когнитивные, аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент заключается в хронической неспособности поверить в полезность или ценность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой выражается в глубоком умиротворении и скуке, перемежающимися эпизодическими депрессиями. Общий уровень поведенческой активности колеблется между низким и умеренным, но особенно характерно отсутствие избирательности поведения, для человека становится несущественным, чем он занят и занят ли чем-либо вообще.

______________________________________
Статью подготовил:
Калиниченко Ольга Анатольевна - клинический психолог, ведущий специалист Академического центра семейной психологии.
Приемы по адресу: г. Тюмень, ул. Минская 67/1, отдельное крыльцо.
Запись по тел.: 8 3452 90-02-03